Если владелец магазина хочет, чтобы его заведение всегда посещало много людей, нужно сделать максимально комфортные условия для этого. Один из важных составляющих комфорта в помещении — это качественная вентиляция. Грамотно созданные воздушные потоки будут поддерживать правильный воздухообмен в разных зонах. Благодаря этому находиться в помещении будет гораздо приятнее.
Магазины имеют особое устройство. Здание магазина делится на разные торговые залы, в которых продается продукция различного типа. В одной зоне может находиться продовольственная продукция, в другой — бытовая химия и принадлежности для дома. Все это необходимо учитывать при проектировании системы вентиляции.
На восприятие человеком любого места сильно влияют запахи. Будучи в супермаркете трудно обойти стороной отдел свежей выпечки — насколько хороший аромат от него исходит. Грамотное обустройство системы вентиляции сделано таким образом, чтобы доносить до посетителей одни запахи и не выпячивать другие. В зонах застоя воздуха будут находиться смешанные запахи. Например, аромат кофе или свежего хлеба приятен и привлекает посетителей. А вот запахи хранящихся овощей, наоборот, нельзя назвать приятными. Поэтому некоторые запахи в магазине нужно стараться демонстрировать больше, культивировать их, другие же наоборот — максимально устранять.
Стандарты воздухообмена
Чтобы создавать в помещении нужную температуру, необходимы приборы для вытяжки, увлажнения и обогрева, кондиционирования.
Зимой помещение обогревается через централизованную систему отопления. Дополнительно можно установить приборы канального типа. Если площадь магазина небольшая, то в большинстве случаев хватит и локальных источников тепла. А вот для обширной площади нужны вспомогательные теплообменные приборы с разными энергоносителями. Например, это могут быть водные теплообменники или электрические калориферы.
Жарким летом помещение магазина нужно еще и охлаждать. Для небольших помещений для этой задачи подойдет настенный кондиционер. Эти устройства компактны, они отлично вписываются в любой интерьер. Если площадь у магазина большая, следует установить кондиционер канального типа, имеющим централизованную подачу охлажденного воздуха, которая осуществляется через воздуховоды приточной системы.
Воздух в помещении также нужно увлажнять, для этого существуют специальные увлажнители. Работают они посредством специальных форсунок, создающих смешанный с потоками воздуха мелкодисперсный туман. Такое оборудование дает возможность на нужном уровне поддерживать все необходимые параметры, без привлечения сотрудников.
Есть ряд требований к вентиляции торговых помещений. Содержание этих требований зависит от типа товара и месторасположения магазина. Если магазин, как это часто бывает, находится в жилом доме, для него необходимо автономное очищение загрязненного воздуха. С внешней стороны дома должны находится воздуховоды. Если правила нарушены, собственнику магазина придется заплатить штраф.
Но обеспечение вентиляции — это не просто прихоть надзорных органов. Она необходима, чтобы продаваемые товары нормально могли храниться. Товары отличаются по требованиям к своему хранению. В холодильниках хранится только часть продукции, остальная же находится снаружи и тоже имеет свои условия хранения. Чрезмерное количество влаги в магазине может приводить к порче товаров. Например, в некоторых супермаркетах есть горячие цеха, где готовят еду. Выделяется много тепла. Без грамотно организованной промышленной вентиляции это будет плохо воздействовать на продукты, да и находится в самом помещении будет неприятно, вплоть до ухудшения самочувствия.
Обязательно позаботиться о вытяжке необходимо в магазинах и отделах, где продают бытовую химию — различные чистящие средства, порошки и т.п. В таких магазинах должна присутствовать мощная вытяжка, которая удаляет неприятные запахи и устраняет вредные вещества.
Сохранению тепла способствует система рекуперации. Принцип ее работы следующий — она отработанным воздухом подогревает нагреваемый поток и выводит его из комнаты. Система дает хорошую экономию, которая может составлять до 40 процентов от всех энергоресурсов. Для этой же задачи применяют тепловые завесы. Их монтируют в технических воротах и основных входах. При помощи направленного воздушного потока холодный воздух с улицы отсекается.
Какой должны быть параметры вытяжки
Требования к вытяжкам содержатся в соответствующих государственных документах, а именно в СНиП 2.08.02-89. Также существуют дополнительные требования к вентиляции, которые предъявляет Роспотребнадзор и пожарная служба.
Выполнение этих требований обязательно. Без этого магазин просто не разрешат открыть. Перечень следующий:
- наименьшая площадь для одного покупателя с бытовой техникой, спортивными и другими товарами — 3,2 кв.м. на человека;
- для других объектов хватит 2,5 кв.м;
- для сотрудников, которые работают постоянно, объем воздуха — 60 м3 на человека;
- для покупателей, в зависимости от особенностей продаваемой продукции — от 20 до 60 м3 на человека;
- стандарты температуры — от 18 до 23 градусов;
- относительная влажность должна находиться в пределах 40-60 процентов. Это очень важно, если используются электронагреватели;
- соединять вентиляцию магазина и общедомовую вентиляцию запрещено.
Благодаря современному автоматизированному управлению вентиляцией можно достичь оптимального расхода энергоносителей при наилучших параметрах системы.
Разновидности вентиляции
Естественной вентиляции недостаточно для магазинов — она не может гарантировать нужный уровень воздухообмена. Без принудительного перемещения потоков воздуха не обойтись.
Для помещений, где хранятся резко пахнущие товары, выделяющие вредные вещества, необходима вытяжка. Она отлично подойдет для малых помещений. Принцип работы следующий: поступает воздух с улицы, а затем выходит туда же посредством вытяжного вентилятора. Вредные вещества задерживают специальные фильтры, которые монтируются в каналах. Есть у такой системы и свои недостатки. Летом происходят большие потери тепла, также отсутствует возможность предварительной воздухоподготовки.
Вентиляция приточного типа нагнетает воздух, который отводится по особым каналам. Эта система подходит для магазинов среднего размера. Создаются направленные стабильные потоки, гарантирующие воздухообмен. Воздуха сначала очищает, увлажняется, охлаждается или подогревается и только затем идет в помещение.
Для больших по площади магазинов с разнообразным и обширным ассортиментом необходимы приточно-вытяжная система. Ее необходимо тщательно проектировать, учитывая разнообразные факторы: число посетителей, сколько тепла вырабатывают холодильники, есть ли в здании открытые витрины и т.п. В этой системе с определенной скоростью движутся организованные потоки. Система действенно выводит на улицу отработанный воздух, при этом она не формирует сквозняков.
Проектирование
Такую задачу, как проектирование вентиляции лучше предоставить профессионалам. Каждый магазин обладает своими особенностями, которые обязательно необходимо учитывать.
Сначала на объект приезжают инженеры, которые собирают нужные данные. Для работы также необходим проект здания. Формируется техническое задание.
Согласно ТЗ осуществляется расчет мощности силовых приборов, конфигурации воздуховодов. Выявляется, нужно ли монтировать вспомогательные части системы.
Затем идет работа над графической частью проекта, где указываются методы установки и автоматизации, отмечают главные и дополнительные части системы.
После этого проект утверждается с заказчиком и государственными надзорными органами, происходит согласование со строительными компаниями.
Установка
Монтаж вентиляционной системы происходит строго по созданному проекту, отклонения от ранее заданного графика работы недопустимы.
За объект доставляется необходимое оборудование и материалы. Затем сразу же собираются корпусные детали воздуховодов, устанавливаются вспомогательные узлы. Монтируется автоматика для управления и силовые автоматы. Затем происходит проверочный запуск системы. Она некоторое время работает на проектной мощности. Проверяется работа во всех режимах и стыки на разных каналах. Если все в порядке, установка заканчивается, а оборудование передается заказчику.